Доклад председателя Федерации профсоюзов РА


Уважаемые коллеги! 26 октября 2016 года состоялось заседание Генерального Совета ФНПР «О задачах профсоюзов в текущей социально-экономической ситуации». Материалы, которые я хочу Вам предложить, а также затронуть и наши внутренние проблемы.
Несколько слов об экономической ситуации в стране в целом. Экономика России продолжает сжиматься. В январе-августе 2016 года ВВП снизился на 0,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В 2015 году падение составило 9%. Замедляется и промышленное производство. Рушится платёжеспособный спрос: в 2015 году оборот розничной торговли сократился на 10%, в январе-августе 2016 года – на 5,6 % к аналогичному периоду прошлого года.
Однако средняя зарплата по РА за последние годы на удивление не снижается: в 2014 году — 20945руб., в 2015году-22082руб., в 2016 году за 9 месяцев-22397руб. В Республике Адыгея задержек заработной платы, где есть профсоюзы не регистрируется.
Сокращено финансирование отраслей социальной сферы, заморожена индексация фонда оплаты труда работников бюджетной сферы, понижены целевые показатели роста заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, отменена вторая индексация пенсий в 2016 году.
Не будет преувеличением сказать, что за последние пару лет произошло настоящее обнищание населения. Около 9 % работников получают заработную плату ниже величины прожиточного минимума; 50% работников получают около 25 тысяч рублей. Для сравнения: минимальный потребительский бюджет, рассчитанный ФНПР в конце 2011 года, составил в ценах сентября 2016 года уже 36 тысяч рублей.
На 1 сентября 2016 года задолженность по заработной плате в средних и крупных организациях составила 3,5 млрд. рублей. Пик задолженности был пройден в апреле 2016 года, однако её уровень всё ещё остаётся высоким. При этом среднемесячная заработная плата в реальном выражении уже опустилась ниже уровня 2011 года, а в номинальном – на уровень 2014 года.
По прогнозу специалистов, доходы граждан вернутся на докризисный, в целом по РФ, уровень к 2020 году. Минэкономразвития заявило, что экономика страны сможет восстановиться до уровня 2014 года к 2018-му, при этом доходы населения не достигнут прежних показателей.
Казалось бы, куда уж хуже? Тем не менее, от Правительства РФ продолжают поступать предложения решить ситуацию за счёт населения.
Так, Минфин России предлагает то сократить расходы, которые Минздрав России попросил у правительства на обеспечение лекарствами и оперативным лечением больных; то повысить в стране пенсионный возраст до 65 лет и для мужчин, и для женщин; то отказаться от индексации пенсий работающим пенсионерам, от права на досрочную пенсию в связи с работой во вредных и опасных условиях труда и сократить бюджетный трансферт в Пенсионный фонд.
Нам предлагают произвести модернизацию пенсионной системы России в период сложных мировых экономических отношений, когда федеральный бюджет и региональные бюджеты наиболее уязвимы, экономика страны требует скорейшей модернизации, а рынок труда под риском роста безработицы.
Вопрос о повышении пенсионного возраста неоднократно обсуждался в профсоюзных организациях, на научных семинарах и в средствах массовой информации. На предложение о повышении пенсионного возраста ФНПР публично заявляла о несогласии с таким подходом, оценивая его как попытку переложить ответственность за ошибочные решения и просчёты в реализации пенсионной реформы на плечи работающих граждан. Применительно к российским условиям имеется множество проблем, до решения которых вопрос о повышении пенсионного возраста невозможно даже обсуждать. Речь идет о низкой продолжительности жизни, заболеваемости в старших возрастах, низких зарплатах и пенсиях, проблемах на рынке труда и т.д.
Повышение пенсионного возраста приведёт к росту безработицы и снижению уровня жизни малообеспеченных семей, для финансового поддержания которых вынуждены работать относительно молодые пенсионеры. Непродуманное реформирование пенсионной системы может привести к социальному взрыву, подрыву доверия к государственной власти, нарушению ранее достигнутых договоренностей между социальными партнёрами.
В июле этого года профсоюзная сторона РТК выступила с требованием наложить мораторий на очередную непродуманную реформу пенсионной системы. С таким же заявлением сегодня мы вынуждены вновь обратиться к правительству.
Остро стоит вопрос об индексации пенсий и пособий, которые в начале 2016 года были проиндексированы на 4 %, в то время как реальный индекс инфляции находился на уровне 12-15%. Регулярные предложения правительства о невыплате пенсии работающим пенсионерам в условиях низких зарплат и низких пенсий не находят и не найдут поддержки профсоюзной стороны.
Что нужно делать для нормализации пенсионной системы?
В первую очередь обратить внимание на уровень заработных плат в стране. Из ничего что-то не возникнет! Если всю свою рабочую биографию человек зарабатывал небольшую зарплату, нет никаких предпосылок к тому, чтобы он мог получать приемлемую пенсию. К слову сказать, по уровню средней зарплаты Китай уже превзошёл Россию. Напомню, что когда российский бизнес пятнадцать лет назад выступал против повышения зарплат, он мотивировал это конкурентным преимуществом, которое получает Китай от низких зарплат. Якобы именно поэтому туда идет поток инвестиций. Прошло пятнадцать лет. Зарплаты в Китае стали выше, чем в России. Казалось бы, теперь у нас это конкурентное преимущество. Но иностранных инвестиций, аналогичных тем, которые текли в Китай, у нас в стране что-то не заметно. Может быть, секрет не в том, чтобы платить нищенские зарплаты, а в том, чтобы создать для инвестиций благоприятные условия?!
Необходимо ускорить преобразование системы досрочных пенсий в специальные обособленные пенсионные системы при соблюдении условий их обязательности, государственных гарантий сохранности средств, сопоставимости размеров досрочных пенсий с пенсиями, назначаемыми по общеустановленным правилам, а в перспективе – не ниже международных норм.
В феврале 2016 года был представлен очередной план действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации. ФНПР неоднократно обращала внимание Правительства на то, что План не рассчитан на серьёзную поддержку реального сектора экономики и стимулирование внутреннего потребительского спроса. Профсоюзы направляли свои предложения в план ещё на этапе проекта. Эти предложения хорошо известны: повышение МРОТ до уровня прожиточного минимума; проведение мониторинга сбалансированности бюджетов субъектов с целью обеспечения социальных выплат и необходимых средств на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы во исполнение указов Президента Российской Федерации; введение ограничений на оплату труда топ-менеджмента государственных корпораций, компаний и хозяйственных обществ, установление необлагаемого уровня доходов физических лиц в размере прожиточного минимума; установление в 2016 году моратория на все решения и инициативы органов исполнительной власти, приводящие к повышению прямых и косвенных сборов с населения; повышение максимального размера пособия по безработице.
Предложения профсоюзов были услышаны, но не были учтены. Как сейчас модно говорить, «я вас услышал». Что в результате? Ничего!
Что можно сказать об их социальной составляющей?
С одной стороны, якобы прогнозируется рост реальной заработной платы, реального располагаемого дохода населения и потребительского спроса в 2017-2019 годах, однако, с другой стороны, не понятно, за счёт чего будет обеспечен этот рост. Ведь работодатели, по словам разработчиков из Минфина, будут рассматривать сдерживание издержек на труд в качестве одного из основных механизмов повышения доходности бизнеса. Вновь не предусмотрена индексация фонда оплаты труда работников бюджетной сферы. Доведение зарплаты отдельных категорий персонала (врачи, средний и младший медицинский персонал, преподаватели вузов, работники науки и культуры) до целевых уровней, закреплённых в майских 2012 года указах Президента Российской Федерации, планируется осуществить на год позже – не в 2017, а в 2018 году.
Вопрос о повышении МРОТ в 2017 году пока не решён и не нашёл отражения в последнем варианте прогноза и основных направлений бюджетной политики. Правда, 17 октября в ФНПР всё же поступил законопроект об установлении с 1 июля 2017 года МРОТ в размере 7800 руб. в месяц, что составит менее 73 процентов прогнозируемой величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации в 2017 году.
В соответствии с прогнозом, несмотря на индексацию пенсий в 2017-2019 году будет происходить снижение их покупательной способности. Увеличение пособия по безработице не предусмотрено. Последний раз пособие по безработице повышалось в 2009 году, с тех пор потребительские цены выросли на 86,4%.

В итоге, как один из результатов проводимой социальной политики, в 2016-2018 годах ожидается дальнейший рост численности населения с доходами ниже прожиточного минимума. Кроме того, несмотря на сокращение количества работоспособного населения, планируется дальнейшая оптимизация – читай, сокращение – работников государственного сектора. Точной информации об отраслях и численности работников, планируемых к увольнению, пока нет.
Профсоюзы однозначно заявляют: нам не подходит такая промышленная политика; мы не согласны с такой финансовой политикой; мы выступаем против такой бюджетной политики!
Несколько слов о состоявшихся выборах в Госдуму. Как вы помните, мы поддержали федеральный список партии "Союз Труда". Хочу поблагодарить за работу все профсоюзные организации, всех профсоюзных активистов, которые активно собирали подписи за "Союз Труда".
Это было серьёзное испытание. Несмотря на продекларированное упрощение избирательного законодательства, на практике мы столкнулись с тем, что собрать нужное число подписей в подобные сроки и с подобными претензиями к их качеству практически невозможно. Не менее 200 тысяч подписей и не более 210 тысяч, сорок три параметра по которым можно признать подпись недействительной и примерно две недели на сборы. "Союз Труда" при поддержке профсоюзных организаций сдал нужное число подписей, но был остановлен Центризбиркомом по формальным претензиям.
Опыт "Союза Труда" был первым опытом участия в выборах федерального уровня нашей партии за всю историю России. Это был серьезный шаг. Мы должны поблагодарить партийных активистов и задуматься о нашей, профсоюзной готовности к такого рода работе.
Мы не должны забывать о том, как легко рушатся подчас вековые устои и частные судьбы. И ощущать свою ответственность перед страной и членами профсоюзов, вверившим нам в обязанность отстаивать их интересы.
Несмотря на рост социального напряжения в обществе, несмотря на снижение уровня жизни работающего человека, у нас у всех – власти, бизнеса, профсоюзов – ещё есть возможность исправить положение. Но для этого трём сторонам социального партнерства нужен реальный процесс переговоров и договоренностей. а не говорильня для сброса пара. А нам – профсоюзам – нужно срочно и серьёзно усиливать свою структуру. Только это даст нам новые аргументы на переговорах.

Там, где слышат разум, - мы должны быть разумом.
Там, где слышат силу, - мы должны быть силой.скачать dle 10.3фильмы бесплатно